Приближается Великий пост

Когда приближается пост, современного человека, чаще всего неопытного в духовной жизни, интересует по преимуществу вопрос, чем и как питаться в постные дни. Но пост – это не диета. Пост призван помочь нам приблизиться к Богу, лучше понять свой внутренний духовный мир, преодолеть в себе зло.
Вот и теперь мы стоим уже на пороге Великого Поста, призванного подготовить нас к принятию Света Христовой Пасхи.
Какие же уроки мы можем для себя извлечь?
Первый урок, предлагаемый нам – урок прощения друг друга. Последнее воскресенье перед Великим постом в народе известно как Прощенное воскресенье. В этот день мы просим друг у друга прощения с тем, чтобы Господь принял наш пост и нам простил. Ведь прощать друг друга заповедует сам Христос: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш небесный. А если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6: 14 – 15). Оказывается, меру прощения наших грехов Богом мы устанавливаем сами. Чем больше способны простить мы, тем больше возможности мы даем Богу нас простить. Искренни ли мы, когда молимся Отцу Небесному: «... И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим». Прощать — нелегко. Но — надо.
В течение всего Великого поста — до среды Страстной седмицы — за каждой службой во всех храмах читается великопостная молитва преподобного Ефрема Сирина — певца покаяния, святого подвижника IV века. Вот текст этой проникновенной молитвы на церковнославянском языке:

«Господи и Владыка жизни моей! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».

В былые времена каждый школьник или гимназист знал не только эту великопостную молитву, но и ее вдохновенное поэтическое переложение, сделанное великим Пушкиным:

«Владыка дней моих! / Дух праздности унылой, / Любоначалия, змеи сокрытой сей, / И празднословия не дай душе моей. / Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья. / Да брат мой от меня не примет осужденья, / И дух смирения, терпения, любви / И целомудрия мне в сердце оживи».

Поэт писал, что эта молитва «падшего крепит неведомою силой». В ней мы просим Господа помочь нам избавиться от пороков, порождаемых праздностью, ленью, унынием, властолюбием, пустословием, ложью, и даровать нам чистоту, целостность, душевный мир, терпение, любовь. Мы просим дара видеть, распознавать свои грехи и не осуждать ближнего.
Начиная с первого же дня Великого поста, четыре вечера подряд во всех православных храмах читается по частям Великий покаянный канон, созданный Критским архиепископом Андреем († 712 г.).
Великий канон направлен к тому, чтобы пробудить душу от греховного усыпления, раскрыть пред нею, как пагубно греховное состояние ее; направлен к строгому самоиспытанию, самоосуждению и раскаянию, к отвращению от грехов и к исправлению жизни.
Вот один из тропарей канона в поэтическом изложении:
«Увидьте же, увидьте! Я есть Бог» Внемли, душе моя, глаголющему так! И убоявшись неподкупного Судью и Бога, грехов ты отступись на век».
Являя образец подлинного осознания греховности человеческой жизни, канон Андрея Критского, содержащий повествование от первого лица, тем не менее может и должен быть принят каждым христианином как его личное покаянное обращение ко Господу:
«О Спасе! Дела мне говорят о всех моих великих прегрешеньях, и не могу сказать: не ведал, не понимал, что беззаконие творю, ибо, увы, грешил осознанно, не по незнанью, Спасе!».
Поэтому поспешим принести свое покаяние, пока Господь дает нам для этого время. Ведь вокруг нас происходят не простые, но подчас и трагические процессы. Кризис поразил многие сферы нашей жизни: природную среду, здоровье народа, его нравственные устои, культуру, образование, экономику, науку... Великий пост — лучшее время для исправления себя и мира вокруг нас. Обратимся к Господу словами церковной молитвы: "Души наши освяти, телеса очисти, помышления исправи, мысли очисти; и избави нас от всякия скорби, зол и болезней". И вместе со святым Андреем Критским воскликнем:
«О мой Создатель!
Се время покаянья и я к Тебе иду.
Возьми мою Ты тяжесть бремени грехов
И в милости Твоей сердечной
Подай мне слезы умиленья».

Изображение пользователя Alex.

свяшчэннік

свяшчэннік Георгій пишет:
Когда приближается пост, современного человека, чаще всего неопытного в духовной жизни, интересует по преимуществу вопрос, чем и как питаться в постные дни.

Замечаю такое, в том числе и за собой...

свяшчэннік Георгій пишет:
Пост призван помочь нам приблизиться к Богу, лучше понять свой внутренний духовный мир, преодолеть в себе зло.

Ответте непросвящённому, почему приближением к Богу нужно заниматься во время поста, а не постоянно?

Изображение пользователя свяшчэннік Георгій.

Вы абсолютно

Вы абсолютно правы: приближаться к Богу нужно постоянно. Но увы, жизнь наша такова, что мы не можем, образно говоря, приближаться к Богу с постоянной скоростью. Пост помогает ускориться, сконцентрироваться на этом приближении.

Изображение пользователя лю - я.

Читая о питании

Читая о питании во время поста, попались такие слова:

Как говорил преп.Серафим Саровский, ешьте, что хотите, только друг друга не ешьте. Пост - это сугубо личное дело каждого человека. Не нужно только забывать о словах святого апостола Павла: "Всегда радуйтесь, за все благодарите Бога", не нужно пытаться превратить христианство в нечто скорбное.
(Матушка Инна Викторовна Асмус, мать 9 детей, супруга протоиерея Валентина Асмуса )

Изображение пользователя lotos.

Вчера только

Вчера только пила соки. Было столько искушений - взять что-либо из холодильника, но выдержала. Оказывается- трудно в представлении, как оно будет, но ничего - даже какая-то лёгкость. А выбор постных блюд такой огромный, что только эксперементируй и пробуй!

Изображение пользователя свяшчэннік Георгій.

Желаю терпения

Желаю терпения и успехов! А у нас в Семинарии первая неделя с вареной в мундирах картошкой и квашеной капустой. После недели такого поста, когда в субботу дают суп и готовят что-то с постным маслом, то кажется, что и пост уже закончился.

Изображение пользователя lotos.

Не знаю, как всё

Не знаю, как всё получится, но буду пробовать. Хотя только картошка и капуста у меня наверное не получилось бы.

Изображение пользователя свяшчэннік Георгій.

Не стоит и

Не стоит и пробовать. Это я так о местной тардиции, а не о некоем эталоне.

Изображение пользователя лю - я.

Батюшка, почему

Батюшка, почему именно третья неделя Великого поста называется Крестопоклонной?
И не могли бы Вы объяснить слово «Пассия»? Спасибо.

Изображение пользователя свяшчэннік Георгій.

Третья неделя -

Третья неделя - это половина поста. Телесные, психологические духовные силы человека естественно слабеют. По-человечеси мы устаем. Но впереди еще несколько недель поста. Для того, чтобы укрепиться на этом пути, мы обращаем наши взоры на Крест Христов, на пример того, как страдал и терпел за нас наш Спаситель-Христос. Крест для поклонения торжественно выноситься на центр храма и лежит на центральном аналое до следующего воскресенья.
"Пассия" - дословный перевод с латинского "страдание". В церковной традиции богослужение, за которым особым образом вспоминаются Крестные страдания Христа, читается отрывок из Евангелия, где описан Крестный путь Спасителя и Его смерть.

Yandex cite