Пасхальное послание Митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси

Чудо Воскресения Христова, которое однажды совершилось в истории мира, продолжается постоянно...

Возлюбленные о Господе архипастыри, пастыри, монашествующие и все верные чада Белорусской Православной Церкви!

«...Будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом» (1 Кор. 15: 58).

Около двух тысячелетий назад этим жизнеутверждающим призывом святой апостол Павел ободрял христиан града Коринфа. Таким же важным остается это наставление и для нас, торжествующих ныне Светлое Христово Воскресение и свидетельствующих друг перед другом и перед всем миром, что

Христос воскресе! Воистину воскресе!

И в далекие времена апостольского благовестия, и в наши дни этими несколькими словами пасхального приветствия выражается незыблемое основание христианской веры. В краткости этого символа веры заключен смысл земного времени; в нем выражена суть Вечной Жизни, которая открылась роду человеческому в Тридневном Воскресении Господа нашего Иисуса Христа.

Чудо Воскресения Христова, которое однажды совершилось в истории мира, продолжается постоянно: и в жизни отдельного человека, и в жизни целых народов. Все духовные пути, все паломничества мысли и путешествия души в поисках Бога ведут в Святой Град Иерусалим, потому что оттуда, из Живоносного Гроба Господня, проистекает источник воды, «текущей в жизнь вечную» (Ин. 4: 14).

Многие из ныне живущих соотечественников наших прикоснулись к тайне Воскресения, на своем веку пережив великое чудо или, по меньшей мере, став его свидетелями. Двадцать лет прошло с той поры, как весь христианский мир, затаив дыхание, следил за совершением воистину пасхального таинства на земле нашего Отечества. Мы помним, как по этой земле в течение семи десятилетий проносились бури богоборчества, взметались вихри гражданских смут, прокатывались волны огненных военных испытаний...

И вот наконец в 1988 году страна Советов встала перед лицом 1000–летия Крещения Руси. Это событие прославило и освятило земли Святой Руси на века, но было отвергнуто мятежным поколением и забыто на десятки лет.

Торжества в честь 1000–летнего церковно–исторического юбилея стали судьбоносными для народов огромной страны. Православная Церковь была тогда в прямом смысле «малым стадом» среди своих сограждан. Но мы помнили обетования Христа Спасителя и следовали Его словам, ибо Он обращал их к сердцу каждого из нас: «Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» (Лк. 12: 31 — 32)!

Тогда многие полагали, что празднование этой годовщины не выйдет за тесные в те времена церковные рамки и останется рядовым событием, которое не будет иметь значения для «трудящихся масс». Но горячие молитвы, духовные труды и христианские подвиги благочестивых предков наших не остались уделом прошлого. Они прорастали в XX столетии ростками веры в умах людей, они увлажняли духовную почву человеческих сердец слезами об утраченном христианском наследии. Внезапно загоравшиеся огоньки веры нередко превращались в светильники, которые выводили на свет Божий тех, кто не хотел весь век блуждать в сумраке.

В дни, недели и месяцы празднования 1000–летия Крещения Руси сотни тысяч, а вскоре — миллионы людей во всех концах державы стали осознавать, что все мы, по замыслу Творца и по слову Апостола, не «массы», но — «сограждане святым и свои Богу» (Еф. 2: 19).

Вековая память просыпалась в людях и напоминала нам, что все мы — одной крови со своими христианскими предшественниками, и благодаря им наша кровь также сопричастна Крови Господа Иисуса Христа, которая столетиями обожествляла тела и души воинов Христовых, граждан Святой Руси, подданных Небесного Царя.

Сегодня, двадцать лет спустя, мы свидетельствуем о совершившемся в конце 1980–х годов чуде духовного Воскресения нашего Отечества. Торжества в честь 1000–летия Крещения Руси переросли в общенародное Крещение тех, которые начали осознавать себя наследниками великого исторического достояния, возжелали вступить в свои духовные права и приумножить христианскую славу предков.

Пророческим стало изречение Московского митрополита Филарета (Дроздова) о событии Светлого Христова Воскресения, произнесенное им в середине XIX века. Величественным эхом отозвались на рубеже XX и XXI столетий слова святителя: «Печать, положенная неверием на холодном гробе Господа, растаяла от огня Божества, в нем таившегося; тяжелый камень соблазна, покрывавший его, упал...»

Отмечая в новых исторических условиях тысяча двадцатую годовщину Крещения Руси, мы призваны вспоминать не только подвиг святого равноапостольного князя Владимира и труды его сподвижников. Нам сегодняшним необходимо с особой ясностью осознать единство купели Крещения, которым объединены братские народы Святой Руси.

Мы призваны воодушевиться тем необыкновенным духовным подъемом, который переживали христианские труженики в 80–х годах прошлого столетия. Ведь тогда многие впервые, а потому — с особой радостью ощутили сладость свободы, обретенной ими во Христе. В научных кабинетах и в коридорах власти, на церковных и монастырских строительных площадках и в учебных аудиториях, в алтарях Господних и в семейных кругах совершалось возрождение христианской чести и исторического достоинства людей и народов.

В часы размышления о событиях тех дней и тех лет на память приходят слова Псалтири, которые объясняют воодушевление людей: «Что слышали мы и узнали, и отцы наши рассказали нам, не скроем... возвещая роду грядущему славу Господа, и силу Его, и чудеса Его, которые Он сотворил» (Пс 77: 3: 4).

За двадцать лет Святая Церковь, страна и люди изменились столь значительно, что перемены, которые произошли с нами по воле Божией, мы называем такими словами, как «Воскресение» и «Преображение». Ведь нам естественно соотносить то, что происходит в нашей земной жизни, с Евангельскими событиями и с жизнью Иисуса Христа.

Каждый из нас призывается Матерью–Церковью к особому осмыслению прожитого периода времени, к исторической и духовной оценке дел, которые совершены, и замыслов, которым предстоит воплотиться в жизнь. Именно для этого в нынешнем 2008 году вся полнота нашей Православной Церкви будет совершать празднование в честь 1020–летия Крещения Руси.

Подобно Воскресению Христову возрождение Матери–Церкви и святого Православия не всеми было встречено с радостью. Как клеветали на апостолов, — так бывали оклеветаны и христианские подвижники нашего времени; как боролась первохристианская Церковь с ересями и разномыслием, — так и в наши дни ее сотрясают взрывы себялюбия и гордыни не только сумасбродных сынов века сего, но и людей внутрицерковного круга.

Терпением и незлобием преодолевает Церковь такие болезни и нестроения, ибо они вызваны греховностью воли и слабостью ума. Наше дело — стоять в вере и, по примеру Христа Спасителя, снисходить к немощам человеческим. Ведь и сотни, и тысячи лет назад справедливыми пребывают слова, сказанные Господом пророку Иезекиилю: «Будут ли они слушать, или не будут, ибо они мятежный дом; но пусть знают, что был пророк среди них» (Иез. 2: 3 — 8).

Возлюбленные братья и сестры! Храните свою радость о Воскресении Христовом во все дни и мгновения вашей жизни! Несите ее людям и щедро делитесь с ними ее плодами! Ведь Христос воскрес для всех, и нам следует помнить, что лишь Ему принадлежит право избирать Себе наследие из среды людей.

Будем укрепляться пасхальной радостью в испытаниях и в скорбях, потому что они пройдут, а радость Воскресения Христова не отнимется от нас!

Приветствую всех, кто призывает имя Господне и славит Его Тридневное Воскресение в иных странах и народах!

Братья и сестры, друзья мои! Христос воскресе! Воистину воскресе! Аминь.

Филарет, Митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Беларуси.

Пасха Христова, 2008 год, Минск

Изображение пользователя лю - я.

В храме Гроба

В храме Гроба Господня в Иерусалиме сошел Благодатный огонь, передает корреспондент РИА Новости.

Все свечи и светильники в храме были заблаговременно потушены. Огонь возгорелся по молитвам о ниспослании чуда Патриарха Иерусалимского Феофила и тысяч паломников, заполнивших в этот день храм Гроба Господня, площадь перед ним и прилегающие улицы.

Святой огонь появился в Кувуклии - часовне внутри храма, над каменным ложем, на котором покоилось в Великую субботу погребенное Тело Христа.

Патриарх Феофил находился в Кувуклии один, без каких-либо средств для искусственного получения огня.

Как только ожидаемое ежегодно в канун Пасхи чудо произошло, патриарх Иерусалимский тут же передал Благодатный огонь столпившимся у Кувуклии верующим. В их числе и делегация Фонда Андрея Первозванного, которая доставит Святой огонь спецрейсом из Иерусалима в Москву, в храм христа Спасителя - к ночному пасхальному богослужению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

Схождение Благодатного огня остается необъяснимой тайной, христиане верят в его чудесное, божественное происхождение. Причем, согласно историческим свидетельствам, огонь появляется в Кувуклии только по молитве православного патриарха.

Церемония получения Благодатного огня (литания) начинается с раннего утра и состоит из целого ряда ритуалов, включая осмотр и опечатывание Кувуклии. Раньше это делали турецкие стражники, теперь - полиция.

http://www.pravoslavie.ru/news/080426164722

Изображение пользователя Alex.

Хороший праздник

Хороший праздник, хорошая традиция...
Поздравляю!
Очередной повод приостановиться и задуматься...

Yandex cite