Почему белорусы не толерантные

16 ноября в мире отмечается Международный день терпимости, провозглашенный на 28-й Генеральной конференции ЮНЕСКО в 1995 году. Еще через два года его утвердила Генассамблея ООН. Белорусам, к сожалению, подобные праздники неизвестны. Это притом, что наш народ чаще всего наделяют характеристикой "толерантный".

"Труд" попытался выяснить, насколько на самом деле терпимо наше общество, обратившись к представителям меньшинств и экспертам.

Толерантность — это…

Согласно "Декларации принципов терпимости", толерантность (от лат. tolerantia — терпение) — "уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности…".

Классическая теория толерантности выражена в изречении Вольтера: "Я не согласен с тем, что вы говорите, но пожертвую своей жизнью, защищая ваше право высказывать собственное мнение".

Вопросы к истории

Пример ВКЛ

По мнению доктора исторических наук, профессора БГЭУ Захара ШИБЕКО, толерантным может быть только высокоразвитое общество, до которого Беларуси еще далеко.

— На наших землях традиционно, еще с приходом славян в 6-м веке, действовал принцип сосуществования с местными балтскими племенами. А закрепился он в Великом Княжестве Литовском (1246-1569). Власть держалась на взаимоуважении и терпимости разных этносов и конфессий. В отличие от европейских стран, у нас не было религиозных войн. Не случайно тут поселились гонимые евреи с татарами. И для немецких ремесленников место нашлось… Наша городская община отличалось от западноевропейской наличием сразу двух бургомистров — православного и католика. На городской площади с одной стороны стоял костел, а с другой — церковь. Были и мечети с синагогами.

Князья прекрасно понимали, что без консолидации ВКЛ, со всех сторон окруженному завоевателями, не выжить. Нарушение же этого баланса уже в составе Речи Посполитой привело к постепенному разрушению державы "двух народов".

— Вам не кажется, что вокруг "толерантности" у нас много спекуляций?

— Толерантным может быть только сильный человек, развитое общество. Но меня возмущает, когда за толерантность выдают наше приспособленчество, которое началось в Российской империи и продолжалось в СССР. Это не толерантность. Это холуйство, конформизм. Нынешним белорусам еще недостает опыта независимой жизни. Только тогда, когда мы почувствуем себя хозяевами в своем государстве, когда исчезнут страх и неуверенность в своих силах, заложенные в гены многовековые традиции восстановятся.

Толерантность — показатель народной мудрости. Но чтобы по достоинству уважать другие нации, мы должны научиться ценить собственную самобытность — культурную, социальную, религиозную.

Слово — меньшинству

В плену предрассудков

Ирина ЖИХАР, баптистка, активистка гражданской инициативы "За свободу вероисповедания":

— К сожалению, многие люди руководствуются религиозными предрассудками. Вот один из них: баптисты — это сектанты, а значит — нечто страшное. Некоторые знакомые, особенно люди в возрасте, смотрят на меня с жалостью: "Зачем тебе это нужно? Во что ты ввязалась?". И хоть агрессии или ненависти в них нет, подобное отношение трудно назвать толерантным.

Толерантность же — это наличие собственной позиции при уважении позиции других. У многих белорусов своих соображений в этом вопросе нет, зато есть настороженность перед неведомым. Думаю, проблема заключается в советской ментальности. Десятилетиями система уничтожала любое проявление плюрализма, идентичности. Поэтому у многих недоверие к протестантизму, который в первую очередь направлен на человеческую индивидуальность.

Подозрительность — в генах

Леонид ЛЕВИН, председатель Союза белорусских еврейских общественных объединений и общин, заслуженный архитектор Беларуси:

— За свою творческую жизнь я объездил всю страну. Белорусы отдадут последнюю краюху хлеба, приютят тебя как брата в своем доме. Хотя в СССР десятилетиями проводилась политика государственного антисемитизма. Мы не могли открыто даже спеть свою песню. При этом все — и белорусы, и евреи — ходили по одним улицам и здоровались, образно говоря, не поднимая глаз… Сейчас другие времена, но нетерпимость в обществе осталась. Причем проявляется она парадоксальным образом — терпимостью к тем же неофашистским молодежным группировкам, к тому, что в центре Минска можно купить антисемитскую литературу, которая выдается за "научную". А разве нет у нас подонков, которые оскверняют еврейские, христианские, мусульманские могилы и кладбища, памятные места, те же Куропаты? Увы, еще ни одно уголовное дело не выявило виновных. Ни один чиновник не ответил за свои антисемитские высказывания…

В Беларуси мне комфортно

Сергей АНДРОСЕНКО, активист гей-движения:

— Мне 19 лет и я открытый гей: об этом знают мои родители, друзья, знакомые и коллеги по работе. На своем и десятках других примеров могу заверить, что это намного проще, чем жить двойной жизнью и бояться правды. Хотя большинство белорусских гомосексуалистов все же скрытые.

В Беларуси я чувствую себя комфортно, и большинство окружающих (особенно молодежь) относится ко мне толерантно. И хотя в стране нет ни одной вывески со словом "гей", нет зарегистрированных общественных организаций, как в России и Украине, власти не преследуют геев и лесбиянок, не препятствуют в организации мероприятий.

Что до гомофобии, то у нас она проявляется в "стадной" форме: многие ничего против нас не имеют, но в толпе следуют общепринятым настроениям.

Взгляд изнутри

Все зависит от программы…

Валентина Федоровна, учитель высшей категории, 30 лет преподающая в одной из столичных школ:

— Есть два фактора. Первый: как к тем или иным меньшинствам относятся родители, так будут относиться и их дети. И второй: отношение детей напрямую зависит от государственной политики и пропаганды по отношению к тем или иным народам. В нашей школе учились татары, армяне, грузины, мулаты… Серьезных конфликтов никогда не было. Зато всегда в советское время, и на уроках, и в отношениях между детьми, всплывал "еврейский вопрос". Теперь ситуация изменилась. И евреев в Беларуси осталось мало, и многие белорусы побывали в Израиле у друзей и родственников.

Люди всегда найдут между собой общий язык, независимо от цвета кожи или фамилии. Все зависит от того, какую программу в них заложат с детства.

Мнение экспертов

Андрей ВАРДОМАЦКИЙ, доктор социологических наук, руководитель социологической лаборатории "Новак":

— БЕЛОРУССКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ ИМЕЕТ ДВА ПОЛЮСА, каждый из которых проявляется в конкретной социально-исторической ситуации. С одной стороны, толерантность является социально-психологической основой для наличия демократической жизни страны. Это терпимость к другим взглядам, мировоззрениям, религиям, политическим представлениям. При иных исторических условиях толерантность может превращаться в конформизм. В этом случае она проявляется в форме безразличия к человеческим ценностям, в покорности явлениям, которые не всегда носят демократический характер.

Одна и та же характеристика может быть плодородной почвой как демократических, так и недемократических форм правления.

Алесь БЕЛЯЦКИЙ, правозащитник, вице-президент Международной федерации прав человека:

— БЕЛОРУССКОЕ ОБЩЕСТВО СТРАННОЕ. Бесспорно наличие толерантных национальных традиций. Однако помимо этого, у нас за плечами 70 лет репрессивной власти, привившей народу много негативного. Как результат, во многих вопросах — от национальных до политических — белорусы вовсе не такие терпимые, хотя до ненависти дело не доходит.

Чтобы ситуация изменилась, прежде всего необходимы целенаправленные действия властей. Но поскольку этого нет, остается уповать на время. Чтобы белорусам привились демократические ценности, должно поменяться несколько поколений.

Глас народа

Избирательная толерантность

Как рассказал "Труду" социолог Сергей НИКОЛЮК, еще в апреле 2006 года независимые социологи при содействии группы профессора Манаева провели следующий национальный опрос общественного мнения (опрошено 1594 человек, начиная с 18 лет). Респондентам предложили охарактеризовать свое отношение к представителям различных национальностей по 5-балльной шкале — от готовности породниться (жениться/выйти замуж), принять в свою семью до всего лишь готовности жить с ними вместе в одной стране.

Как выяснилось, пресловутая белорусская толерантность весьма избирательна. Так, на первом месте с отрывом русские. На почти одинаковой дистанции оказываются украинцы и поляки. А вот привычных для Беларуси евреев и балтов опережают вроде бы далекие от нас жители Западной и Центральной Европы. Если к выходцам из стран Центральной Азии отношение относительно терпимое, то почти каждый второй опрошенный согласен терпеть арабов, кавказцев, африканцев и выходцев из Юго-Восточной Азии только на приличном от них отдалении.

В какой степени для Вас приемлемы представители следующих национальностей? (в процентах)*
Вариант ответа Готов породниться Готов вместе работать Готов жить по соседству Готов жить в одном городе Готов жить в Беларуси
Русские 50.9 14.9 19.8 5.2 8.6
Украинцы 32.8 19.2 28.5 8.3 10.4
Поляки 31.1 21.7 25.9 9.0 11.0
Западноевропейцы (англичане, французы, немцы и др.) 21.6 26.1 24.2 10.1 16.9
Центральноевропейцы (чехи, словаки, венгры, сербы и др.) 14.2 26.1 27.5 12.8 18.5
Евреи 10.7 23.4 24.5 12.4 23.9
Литовцы 12.6 24.4 31.3 11.5 19.2
Латыши 11.5 23.1 32.2 11.5 20.2
Американцы 16.2 23.4 23.1 7.9 27.5
Выходцы из стран Центральной Азии (узбеки, казахи и др.) 4.0 18.9 28.9 15.3 31.6
Выходцы с Кавказа (азербайджанцы, армяне, грузины, чеченцы и др.) 2.4 14.6 26.7 10.3 44.1
Арабы 2.3 14.5 26.9 10.3 44.0
Выходцы из стран Юго-Восточной Азии (вьетнамцы, китайцы и др.) 1.5 16.3 24.1 11.5 44.6
Африканцы 1.9 13.1 28.4 10.8 44.6

* Таблица читается по строкам: число в левом верхнем углу таблицы означает, что 50.9% опрошенных выразили готовность породниться с представителем русской национальности.

Кастусь ЛАШКЕВИЧ

__________________________

Изображение пользователя Мiхась.

ёсць аб чым пагаварыць

цiкавая сустрэча

Изображение пользователя Bawl.

Покороче

А есть легкая версия текста

Изображение пользователя Bawl.

По короче

А есть легкая версия текста

Изображение пользователя инна.

да, согласна

для одной статьи слишком много.
я хочу сказать, что одна наша подруга сначала сопровождала свою бабулю на встречи баптистов, а потом и сама потихонечку втянулась.. мы не против её идей, но последнее время стараемся не часто с ней встречаться. началось навязывание их идей, что надо, что не надо... пусть право выбора останется у каждого - как жить.

Изображение пользователя Iron Felix.

свабоду

свабоду папугаям чилавекам!


__________________________

Большой брат следит за тобой

Internet Map Rambler's Top100 Rating All.BY Yandex cite