При слове «Налибоки» у меня в голове возникают следующие ассоциации – «пуща», «испытание», «комары»… Бесчисленное количество раз я пытался объяснять людям, не связанным с велосипедом, как и для чего надо ехать сотни километров по дремучим лесам-полям, быть при этом смертельно уставшим и изъеденным летающими кровопийцами, да еще и умудриться получить удовольствие от этого процесса. Чаще всего безрезультатно… Не знаю как для кого, а для меня марафон «Налибоки» - знаковое мероприятие, в котором обязательно стоит принять участие.
Как всегда хотелось собрать команду побольше, да повеселей, поэтому «шевелить» народ на форуме я начал еще за два месяца до заветной даты. Как всегда предстояло решить главную проблему – транспортную. На наше счастье, спустя почти полтора месяца поисков, среди знакомых Юры нашелся замечательный человек Слава, который согласился забросить на своем микроавтобусе наш велодесант к месту проведения марафона. Свободные места в бусе «расхватали» как горячие пирожки. Кроме того из Гродно планировали ехать еще три компании на машинах и еще одинокий волк Сегрей (Alexander) отправился в путь на поезде.
Решили выезжать из Гродно рано утром в субботу, примерно в 5, чтобы на месте, перед стартом было достаточно времени для регистрации, сборов и т.д. Пункт сбора нашей компании находился на автовокзале. Наташа (Liliya) любезно предложила места в своей машине для трех человек, но сразу предупредила, что велосипеды в нее не поместятся, ни в каком количестве. Поэтому нам предстояла нелегкая задача – уместить в микроавтобус 7 человек и 11 велосипедов, но мы с ней довольно быстро и успешно справились (спасибо немецкому автопрому за габариты Ford Transit) и тронулись в путь. По пути забрали в Дятлово нашего велоколлегу Андрея (TuGarin).
На месте старта мы оказались спустя 3,5 часа. Место красивое, погодка отличная, народу уже довольно много, постепенно выстраиваются очереди на регистрацию и получение чипов. Времени в запасе было вполне достаточно, поэтому мы не спеша собрали велосипеды, зарегистрировались, поставили палатки в лагере и подкрепились на дорожку.
Все, пора выдвигаться. Берем велосипеды, последний раз проверяем, все ли на месте. И подтягиваемся к месту старта. Нужно сказать, что вещей с собой пришлось тащить немало. Как и в прошлом году я решил не тащить груз на спине, а разместить все в сумке-штанах на багажнике. В одной «штанине» находилась еда, в другой – одежда. Ну и по карманам была распихана всякая мелочь вроде аптечки, телефона, фотика, второго телефона, временного работающего GPS-навигатором, запаса батареек, компаса (мало ли что), средства от комаров и т.д. Из еды брал с собой батончики «Виталад», бутерброды с ветчиной и сыром, кашу в термосе, бананы. Из одежды – ветровку, термомайку с длинным рукавом, бафф. Питье – две фляги березового сока.
На старте толпа народу. Все выстраиваются в длинный стартовый коридор. Перед стартом решили с Юрой (uriy777) держаться поближе друг к другу, но если вдруг одному будет хорошо «катиться» а другому не очень – разделиться. Стоит сказать, что Юра до последнего не решался, на какую дистанцию ехать, т.к. совсем не имел наката в этом сезоне, да еще и надумал приболеть за несколько дней до марафона. Также о своем намерении держаться на маршруте поближе к нам заявил Андрей (TuGarin). На марафоне старт всегда неспешный. При такой дистанции ломить с самого старта не имеет смысла, гораздо важнее наоборот не торопиться, чтобы экономить силы и не устроить завал. Судья в мегафон многократно просит быть осторожными и не торопиться со старта и предупреждает о минутной готовности. Он кстати так наорался за день, что к моменту старта сорвал голос и знаменитое стартовое «ПАААААЙЙЙЙЕЕЕЕЕХХААААААЛИИИЫЫЫЫ!!!!!!!!» прозвучало довольно сипло и коротко))
Ну что ж. Поехали! Узкий стартовый створ медленно и нехотя выпускает из себя цветастый поток велосипедистов. Настоящая велосипедная пробка, такое не часто увидишь. Практически сразу после старта начинаются сложные участки – сперва длинный подъем по асфальту, потом поворот и сразу же подъем по песочку, а чуть спустя лесная дорога с обилием луж. Это был довольно приятный и неожиданный сюрприз от дизайнеров трассы, т.к. все привыкли что на «Налибоках» первые пару десятков километров это сплошной грейдер и плоскач. Однако из-за этого сюрприза затянулась стартовая разборка, и пришлось довольно долго ехать в настолько плотной группе, что даже и обогнать никого не получалось. Под колесами стали попадаться первые потерянные фляги одна, другая… Чуть позже попалась на дороге пластиковая оболочка от шлема. Я хотел ее просто объехать, т.к. в столь плотной группе резкая остановка чревата последствиями, но один из бегущих рядом трекеров поднял ее и протянул мне со словами «На, отдашь, кто-то потерял…». Дальше – больше. Миновав какую-то очередную грязную то ли канаву то ли лужу, вижу Игоря (igor3) идущего навстречу с вопросом «Вы там шлем не видели?». Зато теперь Игорь знает для чего на шлеме ремешок с застежкой))) Еще чуть позже встречаем одного из участников, едущего навстречу и разыскивающего свой велокомпьютер. В голове промелькнула мысль «Как бы велосипед никто не потерял…»))) Как я уже сказал, интересности на трассе начались с самого старта. Еще до первого КП пришлось преодолеть вброд два небольших ручья, в лесу объезжать и форсировать множество луж от маленьких до «не объехать», ну и, конечно же, песочек. Песочек хотя и присутствовал, но был слегка влажный и от этого не очень сыпучий, вязкий и изматывающий.
Первый КП (Новополье) возник перед глазами довольно быстро. Подъезжаем, «пикаем» чипами в базе, пару минут можно отдохнуть. Вокруг толпа народу, все веселые и довольные. Так, а что это они все едят из пакетиков? Изюм? Я тоже хочу! Девушки с КП угощают нас вкусным изюмом. Юра ворчит, возмущается отсутствием печенек. Говорит, что сейчас поедет назад и заберет обратно стартовый взнос. Это ж надо настолько любить печенье))) Ладно, долго не задерживаемся, парочка фотографий на память и по коням.
До следующего КП примерно 15 км. Едется просто отлично, наслаждаемся видами. Погодка отличная, но явно жарче, чем обещали синоптики. На подъездах к КП немного насторожили несколько групп велосипедистов, движущихся навстречу. Потом понял, что это участники, едущие на круг 75 км, им надо небольшой участок проехать в обратном направлении. КП Новополье очень порадовал. Красивые улыбчивые девушки рады были предложить всем желающим водичку, изюм и печенье (фух, значит Юра все же нас не покинет). Волонтеры с душой подошли к своим обязанностям, КП оформлен шуточными плакатиками. Кушаем печеньки, набираем воды во фляги и трогаем в путь.
С КП мы отъехали вместе с еще одной компанией из Гродно во главе Олегом (Sagit) и некоторое время двигались вместе. К слову, с этой компанией мы часто встречались на маршруте, пока они не потерялись, но об этом позже. Сразу после КП преодолеваем несколько луж а-ля «мини-болото», а дальше пошел прямой как стрела и довольно скоростной грейдер. Мы работаем не на результат, а на собственное удовольствие и на «доехать», поэтому спешить особо не намерены. До КП Шура 25 км. Решили, что на полпути сделаем привал на пару минут. Вот уже скоро и «полпути», едем вместе с Андреем, Юра немного отстал. Ищем подходящее место для привала. Место нашлось в д. Нивное у магазина. Останавливаемся, разгибаем спины, разминаем кости. А вот и Юра подъезжает и… даже не взглянув на нас, явно собирается продолжить движение. Окрикнули его, Юра выключил автопилот и остановился. Видимо был глубоко погружен в какие-то размышления. Я заглянул в магазин, чтобы купить мороженое. Оказалось, что у них даже велосипеды в продаже есть. Позже шутили с ребятами, что в случае серьезной поломки можно даже не сходить с дистанции, а купить себе нового «коня» по пути))) Так, сейчас важно не «переотдыхать», а то потом тяжело вкручивать будет, поэтому седлаем своих алюминиевых и едем дальше. Спустя минут 40 мы уже приближаемся к КП Шура. Я чуть впереди, примерно на сотню метров. Проехали поселок Пруды, погрузились в лес, КП явно где-то близко, буквально пара поворотов, но вот разметки никакой. Я свернул по следам велосипедных колес и сразу вышел на КП. Остановился, отметился. Через минуты две-три звонит Юра и говорит мне что я наверное не туда свернул, на что отвечаю ему что я уже на КП ))) Через несколько минут Юра и Андрей уже были здесь. Рассказали, что встретили на дороге местных ребятишек, играющих с полосатой лентой, которая раньше была разметкой трассы. А нам еще здесь ночью ехать уставшими и, скорее всего, плохо соображающими(( Впереди стокилометровое кольцо по недрам пущи, до следующего КП больше 50 км, поэтому решено на Шуре отдохнуть более основательно. Юра отыскал узкую полоску тени, падающую от бетонного столба, и разлегся там отдыхать. Андрей где-то бродит. А я присел на травке перекусить. На КП угощают горячим чаем, но он без сахара. Жаль конечно, но пьем, что уж поделать. На этом КП расходятся дороги тех, кто едет 100 и 200 км. Отъезжающие на малый круг шутят, что это их впереди ждет самая жесть, а мы слабаки и трусы и, испугавшись испытания, поедем нарезать лишние километры где-то по дремучим лесам. Снисходительно смотрим им вслед… Ребятки, когда вы будете ложиться баиньки, у нас будет самый разгар приключений)) Отдыхали примерно 40-50 минут, пора выдвигаться.
Группа Олега отъехала на несколько минут раньше нас. Едем, после длительного отдыха первое время едется не очень, постепенно раскатываюсь. Немного оторвался от Юры и Андрея, еду один. Огляделся по сторонам – что-то как-то стало не по себе и расхотелось в этой дремучести ехать в одиночку. Поднажал на педали и через минут 10 догнал группу Олега. Так ехать веселей и спокойней)) Позже, проехали мост через речку Уса, приятно было узнать местечко, на котором мы останавливались отдохнуть ночью на «Налибоках ‘11». За мостом мы остановились на короткий привал, скоро подъехали и мои попутчики. Ох… Ноющие от длительной езды мышцы разминать становится все труднее, задница начинает протестовать против столь бесчеловечного отношения. А ведь проехали еще меньше половины… Надо поменьше об этом думать, иначе вообще худо станет. Едем дальше. Запас воды во флягах подходит к концу. Из легенды узнаем, что впереди будет хутор с колодцем, значит у него и устроим следующий привал. Хутор нашли, остановились, попросили водички. Хозяин, разговорчивый мужичок средних лет, не отказал, конечно, но сказал что оргии соревнований – редиски, колодец его в легенду внесли, а его, хозяина участка на котором колодец находится, даже в известность не поставили и он сегодня только тем и занимается, что поит велосипедистов. Разговоры разговорами, но пора в путь. До КП Заберезь еще около 25 км. Дорога довольно хорошая, едется по ней бодро. Оставшийся до КП участок пути дели привалом еще на 2 равные половинки. Солнце клонится к горизонту и дорога уже почти полностью в тени молодого леса, растущего вдоль нее. Лишь изредка попадаются отдельные освещенные солнцем участки. Пока еще не холодно, но уже веет вечерней прохладой. Поэтому на таком освещенном пятачке и решили сделать привал, чтобы погреться в последних лучах солнышка. Постояли немного, скушали по печеньке, двинулись дальше. Долгожданный КП встретил нас комарами (ну наконец-то, а то я уже думал, что они все в Мядель улетели), горячим чаем, кому-то вроде даже щи предлагали. Ребята на КП веселые, травят анекдоты, отъезжающих участников провожают боевым кличем «Паайййехалиии!!!». Начинает смеркаться и заметно похолодало, поэтому одеваемся потеплее. За нами на КП подъезжает еще несколько групп участников. А мы-то думали, что едва ли не последние едем. Особенно удивил один паренек, который на Заберезь заехал второй раз. На вопрос, как он умудрился это сделать, ответил, что повернул за кем-то. Видимо за маршрутом совсем не следил. Еще кто-то из участников хочет сняться с дистанции. Это наводит на мысли, что главные сложности еще впереди, а мы уже порядком измотанные. Подъехала группа Олега. Здесь видно, что у некоторых энергии, хоть отбавляй. Игорь успел и на гитаре поиграть и мячик побросать… Наш Юра как всегда успел немного поваляться, а может даже и подремать несколько минут (все, в следующий раз тоже беру коврик с собой))). Отдохнули немного, и хватит, надо ехать.
Вскоре после отбытия от КП Березник уже приходится включать фонари. Ко времени первого привала на участке Березник – Шура наступает вечернее затишье. Дневные птицы уже затихли, а ночные еще не проснулись. Над лугами начинает стелиться туман, догорает вечерняя заря, а в ней светится яркая Венера, пока единственная на небосводе. Красиво блин, но вот если бы еще задница так не болела… Недалеко от нас, остановился отдохнуть участник, чей друг снялся на Заберези. В коротком разговоре узнаем, что он из Гомеля. Дальше едем вместе. Дорога прямая, ведет вдоль канала. Едва не проскочили мостик, ведущий на другую его сторону. Нас спасло чутье нашего нового спутника и то, что он постоянно ориентировался по легенде. Сворачивая на мостик, видели далеко сзади несколько огней. Это банда Олега, они явно тоже нас видят и свернут за нами. Движемся дальше вдоль канала. Спустя некоторое время замечаю неприятную вещь, на крупных неровностях дороги, заднее колесо бьется ободом об землю, сперва немного, потом сильнее. Прокол, хорошо, что не сильный. Может быть получится ехать дальше, лишь изредка подкачивая колесо? Подкачки хватило не надолго, минут на 10-15. Хорошо что успели доехать до небольшого леска, под сенью деревьев заметно теплее. Следующий привал у меня был посвящен замене камеры. Пока я суетился вокруг велосипеда, нас догнал еще один паренек, из Новополоцка вроде. Он сказал, что группа наших парней сбилась с дороги, они не свернули на тот самый мостик. Он кричал им, но без толку, они уехали дальше по другой стороне канала. Вот тебе и езда по GPS… Что ж, надеемся, что парни смогут найти дорогу. Едем дальше. Сейчас вот понимаю, что с этого участка пути не так уж и много помню. Глубокие колеи с грязными лужами, которые уже не получалось так ловко проезжать посередине то ли из-за усталости, то ли из-за темноты. Видел в одной из луж потерянный кем-то насос. Останавливаться подбирать не было ни сил, ни желания. Дальше был страшный и ужасный на вид недостроенный грейдер. Выглядел он так, будто по нему танки ездили. Однако на деле оказалось что поверхность весьма укатанная и ехать по нему вполне комфортно. Рамки комфорта, впрочем, на тот момент, несколько отличалось от привычных))) Над головой россыпь звезд, вокруг черный лес. Почему-то вспомнился Гришковец… «Какая, красота!!!» ©. Километров за 10 до КП начался асфальт. После дорог пущи по нему так хорошо едется, хочется чтобы он не заканчивался до самого финиша… Проезжаем д. Налибоки, позже поселок Пруды, вот и замкнули мы верхнее кольцо маршрута. Теперь надо не сбиться, т.к. помним что проблемы с ориентированием здесь были даже днем. КП нашли быстро, но почти наугад.
Все, здесь будет самый длинный отдых, надо хорошенько отдохнуть, если получится даже подремать. Народ ютится у костра. Мы тоже подбираемся поближе. Перекусили, попили чайку. Хорошим решением было взять с собой термос с кашей. Тяжелая штука конечно, но теплая пища отлично возвращает к жизни. Юра, подкрепившись, разлегся на коврике и через три секунды захрапел. Андрею тоже удалось прилечь. А вот мне пришлось отдыхать сидя и стоя. Во-первых не хотелось лежать на холодной земле (а термометр в велокомпе показывал +5,2 по цельсию), а во-вторых свободного места у костра было явно меньше, чем желающих его занять. Не знаю, сколько времени мы провели на этом КП, часа полтора, наверное. Решили выдвигаться, когда уже начало светать. Пока мы были на КП Олег и компания так и не приехали, видать хорошо заплутали. Юра позвонил им, сказали, что нарезали лишних 20 км, уже нашли дорогу и едут на Шуру.
До следующего КП 34 километра. Нас предупредили, что впереди будут сложные в плане ориентирования участки и песок. Но нас сейчас сложно вообще чем-либо напугать. Да, и правда, не считая двух узеньких мостиков, перетащить через которые вел с навьюченной сумкой-штанами было непросто, последовало несколько неочевидных поворотов. Мы немного отклонились от пути, но вовремя сориентировались и через пару километров уже вернулись на трек. Рассвело, фонарь больше не нужен. Едем по какому-то лесу, повелеваясь разметке (а она на этом участке была просто чудесная), разговариваем мало, видно, что все держатся на остатках сил. Меня ко всему этому еще и начинает срубать на сон, прямо на ходу. Раньше я думал, что такого не может быть, но теперь верю, испытал на себе. Дорога, как назло, изобилует поворотами и подъемами, многие из них вязко-песчаные. Движемся гуськом, Юра впереди. И вот, перед очередным поворотом, он останавливается, как вкопанный, да как заорет «Кабаны, кабаны!» Подъезжаю к нему, и вижу на отходящей дороге, куда нам надо сворачивать, метрах в 20 от нас стоит настоящий здоровенный кабан! На наше счастье кабану эта встреча не была очень интересна, и через несколько секунд он скрылся в зарослях. Юра сказал, что рядом были еще и мелкие поросята, я сам их не заметил, но охотно верю. Постояв еще немного на месте, покричав и посвистев, решили что Хрюша ушел уже достаточно далеко и двинулись дальше. Уже потом я думал, что если бы зверюга решил пойти на нас, то у нас не то что не было бы сил от него смыться, но наверно даже и не смогли бы сообразить что вообще делать то. Ну да ладно, все обошлось и теперь внутри бурлит захватывающее чувство от того, что встретили настоящего пущанского зверя. После встречи с кабаном, кстати, как-то резко расхотелось спать. Дальше был интересный участок – движение поперек посадок молодого соснового леса. Как спящий полицейский, только в лесу и много-много штук подряд))) Ближе к КП Рубежевичи начинается асфальт, по нему докатываемся до водохранилища. Последнее КП по традиции самое душевное. Чай с сахаром, предложили даже вкусный пирожок, правда, не помню, с чем он был. Долго рассиживаться не хочется, ведь финиш всего в каких-то 12 километрах.
Еще немного по лесу и начинается асфальт. По легенде он должен идти, вроде как, до самого финиша. Этот факт нас обрадовал и ослабил нашу бдительность. В итоге мы пропустили левый поворот на грунтовую дорогу и поехали прямо по асфальту. Мысль о том, что вот из-за следующего поворота уже, может быть покажется финиш, придавала сил. Стали крутить веселее. Может быть мы и раньше спохватились, что сошли с маршрута, если бы на неверном участке асфальта, где маршрута нет не была в нескольких местах нанесена разметка. Окончательно до нас дошло, что мы едем не туда, когда снова пошел лесок, очень похожий на тот, что был в самом начале пути. А когда по показаниям велокомпьютера стало видно, что мы уже проехали на 3 км больше, чем должны были ехать до финиша, то поняли, что лесок не похожий, а именно тот самый. Вобщем, замахнулись мы на второй круг маршрута))) Поматерились, развернулись, поехали назад. Злые конечно. На себя, на оргов, на весь белый свет. Но такая злость, это лишь признак сильной усталости и мысль о близком финише быстро ее заглушила. И вот наконец, спустя еще несколько километров дороги, идущей сквозь деревни, впереди замаячила желтая рамка финишных ворот. Подъезжаем, пикаем чипами. Получаем трофейные магнитики, и чеки с отметками времени. Вроде фотографировались еще, но это я уже помню смутно. Благодарим оргов за классную трассу и не спеша плетемся в свой лагерь. Половина десятого утра, там, скорее всего, уже никто не спит.
В лагере нас встречают аплодисментами и улюлюканьем, это приятно. Не успел я поставить вел у дерева, как Сергей (Alexander) протянул мне маленькую металлическую фляжку, за что ему большое спасибо. Горячительный глоток пришелся очень кстати. Начиная наверное с середины трассы мы ехали и мечтали о том, как завалимся спать, как только вернемся в лагерь. Но сейчас вдруг стало понятно, что спать совсем не хочется. Искупавшись в озере я еще больше взбодрился. Дальше были рассказы о наших приключениях. Отмечание нашего успешного возвращения целыми и невредимыми. Позже церемония награждения и сборы домой. Обратная дорога пролетела быстро, видимо потому, что половину я проспал, а вторую весело общались с ребятами.
Это было здоровское событие и прошло оно как нельзя лушче. Спасибо всем, кто составил компанию в поездке на марафон. Спасибо попутчикам Юре, Андрею и Антону. Спасибо организаторам за их титанический труд, за отличную, сложную и интересную трассу. Спасибо кабану, за то, что напомнил, на чьей мы территории…
Увидимся на «Налибоках 2013»!!!
.
..
Немного статистики с
Немного статистики с велокомпа, пульсометра и с листика с отсечками времени:
Общая дистанция: 221,77 км
Время в движении: 13 ч 59 мин
Средняя в движении: 15,84 км/ч
Максимальная: 39,11 км/ч
Средний каденс: 65
Общее время: 21 ч 22 мин
Общая средняя: 9,6 км/ч
Сожженных килокалорий: 10800
Бегло прочитать видимо не
Бегло прочитать видимо не получится,
попробую чуть позже)))