
СКОЛЬКО СРОКОВ НУЖНО ЛУКАШЕНКО...
Минувшая неделя ознаменовалась очередным информационным “вбросом” - появлением документа под названием “Аналитическая группа Y о президентских выборах”. В этом документе, старающемся воспроизвести стилистику отчетов информгрупп силовых ведомств, содержится описание силового сценария проведения избирательной кампании. Впрочем, документ прописывает процессы, в “прописывании” совершенно не нуждающиеся. А вот что действительно нуждается в серьезном прогнозе, так это анализ сценариев поведения власти ПОСЛЕ президентских выборов.
Глубоко заблуждаются те, кто считает, что власть сегодня обеспокоена организацией предстоящих выборов. Лукашенко действительно в последнее время выглядит озабоченным, но его заботы простираются в совершенно другой области. Благодаря стараниям ближайшего окружения президента уже убедили в том, что выборы он выиграет в любом случае. А потому свою думу он думает относительно отдаленного будущего.
Тема поведения власти после оглашения итогов выборов (в случае ее победы) является сегодня доминантной. Достаточно заглянуть в гостевую книгу на сайте нашей газеты, чтобы убедиться, что читателей этот вопрос интересует даже больше персоналий конкурентов Лукашенко.
Интерес этот имеет под собой конкретную почву. Как заявил на прошлой неделе один из депутатов ПП НС, “перемен после выборов не избежать, причем вне зависимости от того, кто придет к власти”. И действительно, сейчас Лукашенко стоит перед выбором, который значительно сложнее выбора “честный проигрыш” или “нечестная победа”. Дело в том, что президент у нас - пока еще молодой и амбициозный. И, как сказал он после инаугурации, к власти пришел “всерьез и надолго”. Его амбиции, на наш взгляд, абсолютно не вкладываются в формат предусмотренных действующей Конституцией двух сроков президентского правления. Ему нужно больше. И здесь уместно провести историческую параллель.
Был на закате Римской империи император по имени Диоклетиан. Вышел он из народа, начинал карьеру в армии рядовым солдатом. Историки называли его так: “малообразованный, но энергичный”. Ничего не напоминает? Придя к власти, Диоклетиан начал “подгребать” под себя все государственные институты, стремясь достичь абсолютного могущества. Его ближайшим окружением были люди, образованные так же плохо, как и он сам, - преимущественно вояки (колхозов тогда не было). И в тот самый момент, когда абсолютная власть была практически достигнута, Диоклетиан совершил один очень странный, но поучительный для его коллег-правителей поступок... Сейчас мы на время оставим римского императора Диоклетиана в покое, чтобы вернуться к его современному белорусскому аналогу.
Итак, у власти есть пять сценариев поведения после сентябрь-ского голосования. Мы намеренно не учитывали в этих раскладах российский фактор, который, по нашему убеждению, можно отнести к разряду форс-мажора. Ведь на самом деле поведение Москвы как во время выборов, так и после оных предугадать просто невозможно.
ВАРИАНТ N1. “МОНАРХИЯ” В ЦЕНТРЕ ЕВРОПЫ
В сложившихся условиях силовой вариант - самый простой способ удержания полномочий. Метод его реализации прост, как схема сборки АКМ-70. Он состоит из двух этапов: проведение референдума о внесении изменений и дополнений в действующую Конституцию и приведение существующего госаппарата в соответствие с “решением народа”, высказанным на плебисците. Естественно, в Основном законе будут менять прежде всего тот пункт, который прописывает максимально допустимое количество “баллотирований”. У терпения народа, равно как у терпения номенклатуры, есть определенный предел. Часть членов общества может с этим, мягко говоря, не согласиться. А поскольку рядовые избиратели механизмами влияния на поведение исполнительной власти не обладают, центром гражданского неповиновения в случае попытки реализовать силовой вариант может стать ПП НС. Сегодня, несмотря на наличие в ней большой пропрезидентской группы, влияние Лукашенко далеко не так сильно, как в случае с палатой-I. Удержать промышленников и предпринимателей от принятия жестких резолюций и постановлений исполнительная власть будет не в силах. Результатом станет элементарный разгон законодательного органа. Фактически этот вариант полностью продублирует события 1996г. Несмотря на тезис о том, что история никогда не повторяется, следует помнить, что технологи, разрабатывавшие проект “референдум-96”, до сих пор при власти. Симптоматично, что возможный разгон парламента после президентских выборов является наиболее популярным слухом среди действующих депутатов ПП НС. Согласитесь, одно дело, когда об этом говорит оппозиция, другое дело - потенциальные жертвы силового решения.
В числе мероприятий поддержки силового варианта станет ликвидация (не прессование, а тотальная ликвидация) институтов независимой прессы и неправительственных организаций. Партии, скорее всего, трогать не будут: без первых двух составляющих гражданского общества существовать они просто не смогут. Следствием жесткой политики Лукашенко станет обострение взаимоотношений с Западом. Впрочем, до открытой конфронтации дело не дойдет - этого не допустит Россия. По большому счету, Беларусь может выжить и при опущенном “железном занавесе”.
После появления в Основном законе положения, разрешающего кандидатам в президенты баллотироваться на пост главы государства неограниченное количество раз, победить в третий, четвертый и т.д. разы для Лукашенко будет делом техники. В таком состоянии и с такой Конституцией государство сможет существовать под А.Г. неограниченное количество времени - столько, сколько ему потребуется на утоление жажды власти. Причем никаких ужесточающих поправок в избирательное законодательство (скажем, отменяющих выборы как таковые) больше не нужно. Сохранится видимость демократии - государственные телеканалы, которые придут на место российскому телевидению, будут утверждать, что Лукашенко абсолютно легитимен, так как в очередной раз выиграл на “честных, справедливых выборах”.
ВАРИАНТ N2. ПУТЬ РЕФОРМ
Этот вариант вероятен ровно в такой же степени, в которой от Лукашенко можно ожидать реализации силового сценария. За 7 лет, проведенных у руля государства, он многому научился. Нет, не построению нормальной экономики, внешней и внутренней политики, а тому, как вести себя, чтобы тебя не “съело” ближайшее окружение. По мнению многих политиков, в т.ч. оппозиционных, страна находится в состоянии, наиболее благоприятном для начала полномасштабных рыночных реформ. Лукашенко, всей душой протестуя против самой идеи построения государственной системы, альтернативной “рыночному социализму”, может пойти навстречу здравому смыслу просто для того, чтобы сохранить рычаги управления страной. Превосходно сознавая, что без организации полноценного сотрудничества с Западом существование нашего транзитного государства невозможно, он может пойти и на постепенное изменение внешней политики. Благо хроника его отношений с новой российской администрацией наводит на мысль, что братской любви как-то не получается. Данный вариант, однако, не дает ответа на главный вопрос: как Лукашенко намерен оставаться у власти “всерьез и надолго”, если второй срок является последним? Совмещение же экономических и внешнеполитических реформ с реализацией силового сценария немыслимо.
ВАРИАНТ N3. УКРАИНСКИЙ СЦЕНАРИЙ
По данной схеме события будут развиваться в том случае, если в результате выборов на политиче-ском поле появится реальный соперник Лукашенко. На наш взгляд, в силу того, что время на полноценную подготовку к выборам, совершенствование нормативной базы и создание приемлемых условий уже упущено, оппозиции следовало бы работать именно на появление такого соперника, а не на немедленную победу. Для этого достаточно, чтобы, во-первых, состоялся второй тур голосования (т.е., говоря проще, Лукашенко не набрал в первом туре абсолютного большинства голосов) и, во вторых, во втором туре с А.Г. оказался не “вертикальный” кандидат, а кто-нибудь реально независимый. Эффект будет, как от разорвавшейся бомбы. Помимо того, что белорусский народ узнает о существовании некой альтернативной персоны, лидера, могущего соревноваться с “батькой”, номенклатура поймет, что Лукашенко может проиграть. Преданность отдельных товарищей, основанная преимущественно на щенячьем страхе перед действующим президентом, может смениться ненавистью. Впрочем, нас интересует не исход выборов, а то, что будет после них. Так вот, если Чигирь, либо Домаш, либо Козловский, либо Калякин, либо Гончарик окажутся с Лукашенко один на один во втором туре и проиграют, то примерно в ноябре страну ожидает такой всплеск эмоций, которого власть еще не ощущала. Во всем мире принято делать человека, ставшего вторым на выборах, вторым лицом государства. Амбициозный А.Г. пойти на это не сможет. Более того, в его духе было бы “вспомнить всех поименно”. Только вот эффект от организации кампании против бывшего соперника окажется противоположным ожидаемому. Его конкурент по кампании станет либо мученником-любимцем электората, либо реальным сильным лидером реальной сильной оппозиции. Оба варианта будут очень неприятны для действующего главы государства и чреваты скорым прекращением такой блестящей и многообещающей карьеры.
ВАРИАНТ N4. АППАРАТНЫЙ ПЕРЕВОРОТ
Некоторые аналитики убеждены, что добиться перемен путем выборов в стране с такой моделью государственной власти, которая существует в Беларуси, невозможно. Они полагают, что “уйти” Лукашенко может лишь аппаратный переворот. И - это уже наше мнение - если аппаратный переворот в Беларуси возможен, произойдет он вскоре после оглашения итогов президентских выборов (в случае, опять повторимся, победы Лукашенко). “Вертикаль”, руководители среднего и низового звена, представители крупных госпредприятий сыты по горло нынешним “политическим лидером Беларуси”. Особенно же раздражены те, кто составляет “старую гвардию” в высшем политиче-ском руководстве страны. Им, матерым волкам, отпившим себе печень еще тогда, когда Лукашенко служил пограничником, до смерти обидно, что страной руководит “молодой президент”. Но больше всего им обидно за то, как он “строит” их, опытных, мудрых, хитрых. За то, как он орет на них, обращаясь исключительно на “ты” и тыча пальцем в лица. За то, как он обрывает их на полуслове, публично "садит в лужу". Вертикаль и аппарат к смене власти на выборах полностью готовы. Но есть очень сильное опасение, что демократические силы просто не смогут выставить на выборы такую кандидатуру, которую единогласно поддержали и пролоббировали бы вертикальщики. А потому реализовать свою коллективную волю, “волю стаи” они будут готовы сразу после выборов. Когда станет совершенно понятно, что никаких кардинальных изменений в стране не произойдет и государством еще по меньшей мере пять лет будет править этот “молодой президент”.
ВАРИАНТ N5. ПОСТУПОК ДИОКЛЕТИАНА
Есть еще один вариант, который для Лукашенко, на наш взгляд, подходит лучше всего. Этот вариант обеспечит ему спокойную зрелость, безбедную старость и достаточно широкую известность (как первого президента РБ - статус, который у А.Г. отнять не вправе никто). Чтобы лучше и ярче объяснить, что мы имеем в виду, вернемся в Древний Рим.
Итак, простонародный и малообразованный император Диоклетиан строит мощную государственную власть и добивается почти абсолютного могущества. И в тот момент, когда в стране окончательно укрепляется культ его личности, а пропагандисты и агитаторы, роль которых тогда играли историки, уже начинают заикаться о возрождении былого могущества Рима, Диоклетиан… ударяется в садоводство. То есть самым натуральным образом отходит от дел и решает заняться разведением капусты. Он уезжает из Рима в предместье, в один момент забывая о том, что такое воля к власти, спокойно коротает свое время в философствовании и огородничании. А когда к нему приезжает друг Максимин и призывает вернуться в раздираемый страстями Рим, Диоклетиан отвечает: “Внимательно посмотри на возделанное моими руками - вначале на государство, а теперь - вон на ту капусту…” Возделать государство у Диоклетиана получилось как-то плохо. У Лукашенко тоже. Интересно было бы посмотреть, какую капусту мог бы вырастить первый президент. Выступая на Всебелорусском собрании, он сказал, что доить коров и кормить быков уже не будет, так как свое уже “откормил”. А может, кормить быков в качестве первого президента Беларуси все-таки лучше, чем оправдываться от обвинений в авторитаризме в качестве четвертого либо пятого? Тем более что все когда-нибудь кончается. Включая власть.
__________________________
Жестокость законов препятствует их соблюдению
сколько этой
сколько этой статье лет??0_0
Lihoman
да она не новая, но не все знают о происходящем.
__________________________
Жестокость законов препятствует их соблюдению