Блог пользователя свяшчэннік Георгій

Древнейший период истории Накрышского края и прихода Свято-Борисо-Глебского храма.

Деревня Накрышки и те селения, которые составляют приход Накрышской Свято-Борисо-Глебской церкви, находятся на земле, овеянной легендами седой древности. О минувшем напоминает многое: поросшие мхом доисторические курганы и дюны «Неманского моря», древний храм и колокольня, остатки панского парка и старинных построек, народные легенды и рассказы старожил. Увы, многое здесь уже безвозвратно утеряно, но, несмотря на все исторические потрясения, сохранились еще те нити, которые могут привести нас к разгадкам многих тайн и ответам на многие вопросы.

Доисторическое прошлое.

Веси, входящие в приход Накрышской Свято-Борисо-Глебской церкви, расположены на берегу Немана и на окраине огромного лесного массива – Липичанской пущи.

Человеку 103 года

O-Jovan-1.jpg

Это старейший монах Афона.

Накрышская церковь будет включена в европейский туристический путеводитель по Беларуси

Сегодня приход Накрышской Свято-Борисо-Глебской церкви посетили корреспонденты европейского туристического агенства Федерика Висани и Андрео Нери. Гости из Франции готовят туристический путеводитель по Беларуси. Гости ознакомились с историей Свято-Борисо-Глебского храма д. Накрышки, посетили парк бывшей усадьбы Стравинских в Накрышках, побывали в д. Корытница, в Свято-Сергиевском храме д. Демьяновцы и совершили пешую прогулку к Неману. Богатая история края, самобытная жизнь деревень, красоты Лепичанской пущи и Немана не оставили гостей равнодушными. По договоренности с настоятелем Свято-Борисо-Глебского храма, церкви в Накрышках и Демьяновцах будут включены в европейский туристический путеводитель по Беларуси. Будем надеятся, что со временем в наших краях европейские туристы будут частыми гостями.

Так сколько ученых сожгли церковники?

Сергей Худиев

Недавно я в очередной раз наткнулся на фразу «вклад религии в культуру часто выражался в гонениях на ученых, в сожжении книг и самих ученых, в запрете целых учений и отраслей знания». Автор не стал затруднять себя приведением каких-либо более подробных обвинений — сколько именно ученых сожгли церковники, за какие именно научные изыскания, не стал приводить имена этих людней и обстоятельства их казни. Зачем? Ведь каждый образованный человек знает, что церковники веками сжигали ученых, это часть великого конфликта между наукой и религией, в котором наука, первоначально гонимая и истребляемая, наконец победила. Это то, что твердо всем известно и «доказано наукой».

Очерк из истории Накрышской церкви в биографиях ее настоятелей. Часть 4.

Протоиерей Дмитрий Ильич Гладков. Годы служения в Накрышках: 1931-1958. Родился 21 сентября 1875 года в д. Воля Косовского повета. 1895 году окончил Минскую духовную семинарию по второму разряду. 5 лет исполнял обязанности псаломщика в Пинском повете в при церквах д. Почапово и д. Сворцевица. 4 мая 1900 года епископом Минским и Туровским Михаилом рукоположен в сан священника и назначен на должность настоятеля в церковь д. Озаричи, Пинского повета. Согласно собственному прошению, 20 ноября 1905 года перемещен настоятелем церкви в д. Своротва, Новогрудского повета. В 1906 году награжден набедренником; в 1912 - скуфьей.

В 1913 году о. Дмитрию пришлось пережить весьма тяжкий жизненный удар: умирает его жена Гладкова (Сулаковская) Софья Степановна (дочь священника Степана Сулаковского). Священник остается один с пятью малолетними детьми: Михаилом р.29.8.1904, Татьяной р.7.8.1906, Евгенией р.1907, Таисией р.28.10.1908, Дмитрием р.3.10.1911.

Барацьба за родную мову на Дзятлаўшчыне ў 20-х гг. мінулага ст. і ўдзел праваслаўных святароў

На мой густ, вельмі цікавая інфармацыя з перыяду панавання Польшчы.

З успамінаў С. Хмары. Рабінавы хмель.

Знаете ли Вы, что такое "фигарня"? Из истории панской усадьбы в Мировщине.

Жена Яна Стравинского Алина перед своей смертью оставила описание дома в Мировщине и парка. Эти воспоминания опубликованы в книге:Roman Aftanazy. Dzieje rezydencji na dawnych kresach Rzeczypospolitej: (v. 5-11): Ziemie ruskie korony. Т.2, S.263-264

«До 1939 года двор усадьбы в Мировщине был усажен лиственницами, посаженными наверняка еще в 18 веке. Несколько десятилетий Стравинские не жили в своем доме в Мировщине. Семья проживала в Накрышках. В 1910 году Станислав Стравинский реконструировал дом изнутри и произвел некоторые изменения снаружи.

Очерк из истории Накрышской церкви в биографиях ее настоятелей. Часть 3.

Священник Андрей Кучук р. 9.06.1883 г. Годы служения в Накрышках 1918-1924.
Андрей Кучук окончил Волковысское уездное училище и Свислочскую учительскую семинарию в 1900 г. Назначен учителем в Слонимском уезде. Прошел сельскохозяйственные курсы в 1907 году и певческие курсы в 1910. Рукоположен во священники в 1910 году и определен в Рудо-Яворскую церковь. В эвакуации продолжил священническое служение в Калужской епархии в с. Упозево, а затем в церкви села Милятино. По возвращении в 1918 году назначен в Накрышскую церковь. Поскольку собственного антиминса не было, богослужения совершались на антиминсе Рудо-Яворской церкви, освященном в 1913 году еп. Белостокским Владимиром. Стараниями о. Андрея ризница храма пополняется богослужебной утварью и облачениями.

В 1922-23 годах на территории Накрышского прихода действуют две школы: в Накрышках и Корытнице. Все преподавание велось на польском языке1.

Свое служение о. Андрей продолжил в местечке Бытень. Епархиальное начальство назначило его благочинным Бытенского округа. Затем он продолжил служении в Лидском благочинии в церкви д. Радивонишки. Умер в 1936 в Вильно и похоронен на Ефросиньевском православном кладбище2.
Жена: Вера Петровна. Дети: Виталий Андреевич Кучук 23.06. 1907 (в 1923 г. Студент Литовской Духовной Семинарии), Николай Андреевич Кучук 22.04.1914.

Священник Антоний Андреевич Сокол-Кутыловский. Годы служения в Накрышках 1924-1929. Этот настоятель Накрышского прихода - человек с самой яркой биографией. Родился в 1892 году в имении Дорогатище-Переволоки Слуцкого уезда, Минской губернии, сын потомственного дворянина. Экстерном окончил шестое реальное училище в С-Петербурге в 1910 году. Затем прошел обучение в инженерно-строительном подотделе Петербургского политехникума им. Петра Великого. Обучение окончил в 1914 году. В начале Первой мировой войны поступает в Казанское военное училище, которое оканчивает в 1916 году. Период русско-немецкой войны провел на фронте. Воевал в Галиции и Литве. Удостоен солдатского Георгиевского Креста. К 1917 году получил звание штабс-капитана. После октябрьского переворота воевал против большевиков в армиях Юденича и Деникина3. Летом 1920 вернулся в Беларусь на Случчину и вошел в состав белорусских военных формирований, боровшихся против красной армии.

Очерк из истории Накрышской церкви в биографиях ее настоятелей. Часть 2.

Священник Михаил Петрович Дьяконов. Годы служения в Накрышках: 1899-1907. Михаил Петрович Дьяконов родился 22 ноября 1873 года, сын надворного советника. Окончил курс Литовской Духовной Семинарии по второму разряду в 1898 году. 20 сентября 1898 года назначен псаломщиком Знаменской церкви г. Гродно. 8 сентября 1899 года Высокопреосвященнейшим Ювеналием, архиеп. Литовским рукоположен во священника и назначен в Накрышскую церковь. 30 апреля 1902 года во время епископской ревизии награжден набедренником1.

Жена: Вера Андреевна до замужества Куличенко, дочь коллежского секретаря, р. 25.03.81 Сын: Андрей р.28.01.1901. Во время служения о. Михаила в Накрышском приходе его семью постигла трагедия. В 1902 году умер его полуторогодовалый сын Петр (р.13.02.1900 г. - ум. 18.11.1902 г.). Почившего младенца похоронили у стен Накрышского храма и его могила находится у северной стены церкви.

Ко времени служения о. Михаила относится капитальный ремонт храма и постройка приходских домов для священника и псаломщика. Строительство было завершено в 1902 году. В годы служения о. Михала Дьяконова на территории прихода действовали: Накрышское народное женское училище, Накрышское народное мужское училище, Корытнянская церковно-приходская школа (открыта 1сент. 1901 года), Гиричская церковно-приходская школа (1 окт. 1902 года), две школы грамоты в д.Колпинские и д. Дубровка). Число прихожан в 1905 году составляло 3370 человек, проживающих в 419 крестьянских дворах2.

Очерк из истории Накрышской церкви в биографиях ее настоятелей. Часть 1.

Священник Петр Боровский. Годы служения в Накрышках: 1821(?)- 1847. Очевидно, о. Петр Боровский был тем священником, при ком в 1839 году произошло воссоединение некогда униатского прихода с Православной церковью.

Основным сохранившимся документом, свидетельствующим об этом периоде жизни Накрышского прихода, является дело об обеспечении содержанием причта Накрышской церкви, датированное 1844 годом.

В 1844 году в церковном распоряжении имелись:
а) крытый соломой жилой священнический дом с кирпичным полом, состоящий из трех комнат с двумя голландскими печами. Вторую часть дома составляла людская изба с кладовой и кухней; б) сарай для скота; в) зерновой склад; г) амбар.

Все строения кроме амбара были построены помещиками Стравинскими.

Содержание священника обеспечивалось согласно фундушевым записям от 20 января и 31 октября 1791 года, составленными от имени Франциски Стравинской. Согласно этому документу на содержание клира Накрышской церкви выделялась усадебная территория, пахотная земля, сенокосы и крестьяне (6 мужчин и 7 женщин). Теми же фундушевыми документами помещики установили ссыпку с каждого крестьянского двора ржи и овса, а также 30 рублей серебром в пользу священника. Священник же в свою очередь обязывался совершать бесплатное требоисполнение1.

Государственная комиссия признала обеспечение клира Накрышской церкви несоответственным установленным нормам и обязала помещиков улучшить содержание священника и церковнослужителей. Кроме того, Стравинским предписывалось произвести ремонт крыши священнического дома, заменить кирпичный пол на дощатый, починить печи в доме.

Притч Накрышской церкви в это время состоял из священника, дьячка, пономаря и просфорницы. Дом имелся только у священника. У причетников же служебного жилья не имелось. Исходя из этого, комиссия рекомендовала выстроить на церковной земле помещения для псаломщика, пономаря и просфорницы.

Годовое жалованье священника должно было составлять 100 рублей серебром, а годовое жалованье псаломщика 40 рублей серебром.

Обязанности псаломщика при о. Петре Боровском исполнял Николай Зданович.
К приходу 1844 году относилось 144 двора, в которых проживало ок. 1800 человек2.

Yandex cite