Родителям и крестным о Крещении детей. Полный текст статьи.

По долгу службы часто приходится иметь дело с крестными родителями. Зачастую люди чувствуют себя не ловко от того, что не вполне сознают свою роль, не вполне понимают смысл происходящего, не знакомы с церковной традицией. Цель этой статьи помочь кандидатам в крестные родители сориентироваться и адекватно подготовиться к участию в Таинстве Крещения.
Итак, Крещение - древнейший христианский обряд, восходящий к Самому Христу. Спаситель, прощаясь со своими учениками, дал заповедь: "Идите, и научите все народы, КРЕСТЯ их во имя Отца, Сына и Святого Духа". И в другом месте Господь говорит: "Кто не родиться от воды и Духа, не войдет в Царствие Божье". С самых древнейших времен христианские священники совершают крещение над теми, кто готов отказаться от зла и желает соединиться с Богом, войти в Царство Божье, стать частичкой мистического Тела Христова. Крещение называют рождением в Боге.
Главный символ Таинства Крещения - вода. Вода - колыбель жизни, основная стихия, главный элемент человеческого тела. Освященная Божественными энергиями вода омывает человека от греха и таинственно соединяет с Богом. Крещаемый троекратно погружается в купель, что таинственно символизирует СОУМИРАНИЕ И СОВОСКРЕСЕНИЕ Христу. Как умер и воскрес Христос, так вслед за Христом умираем и воскреснем мы.
Таинство крещения полно глубокомысленных символов, с помощью которых непостижимая реальность Божественной жизни проявляется в нашей действительности. В Крещении человек рождается в Боге и получает возможность приобщаться Божественным энергиям. Человек становиться частичкой Бога, мистического Тела Христова, как объясняет это апостол Павел.
Но на своем пути к Богу человек встречает силу зла, всячески препятствующую единству человека и Бога. Диавол считает себя полновластным хозяином человеческой жизни и всячески стремиться подчинить человека своей злой воле. Именно поэтому обряду Крещения предшествуют заклинательные молитвы, избавляющие человека от подчиненности злу. На практике часто случается так, что крестные родители воспринимают эти заклинания и отречения весьма легкомысленно, как некий утративший всякий смысл архаизм. В чине отречения есть момент, вызывающий откровенное недоумение у современного человека, а именно, священник поворачивая крестных родителей на запад говорит: "Дунь и плюнь на него (т. е. на диавола)". Этот обряд у крестных часто вызывает усмешку. В действительности же этот странный с точки зрения современного человека обряд есть не что иное, как открытый вызов и прямое посрамление злой силы, решительный отказ подчиняться диаволу. Это то оскорбление, которое не прощается. Это начало смертельной войны со злом. Это плевок презрения в лицо самому диаволу.
После такого отречения от зла следуют обещания верности Христу-Богу. Человек уйдя из рабства диаволу, присягает на верность Господу. Священник должен проверять на сколько серьезно это решение и от крестящегося требуется знание основных истин веры. Если креститься младенец, то за него ручаются крестные родители и именно они должны проявить свою духовную состоятельность. По правилам Церкви именно крестные родители должны во время крещения младенца читать Символ Веры - вероисповедальный гимн составленный на Вселенских, или как мы бы теперь сказали, на Всемирных Соборах христан в 3-4 веке. Тем самым крестные родители подтверждают свою веру и готовность быть духовными руководителями младенца.
Вслед за чином отречения начинается непосредственно таинство Крещения. Священник читает ряд молитв, в которых просит Бога освятить силой Святого Духа воду крещальной купели. После этого младенца раздевают и священник помазывает все части его тела святым елеем (маслом). Этот елей в молитве называется "елеем радования". Оливковое масло в седой древности символизировало радость, счастье и благополучие. Соединяясь в крещении с Богом, человек приобщается источнику вечной радости и счастья - Богу. Символом этого и служит помазание всего тела святым елеем.
Совершив все положеные священнодействия и молитвы, священник приступает к совершению самого Крещения. По-гречески крещение звучит как "баптисмо", что значит погружение в воду с головой. В православной традиции именно такая практика троекратного погружения в крещальную купель считается единственно правильной. Человек должен полностью омытся водами Крещения, целиком очистится от зла и в полной мере соединиться с Богом. Часто родители опасаются полного погружения младенца в воду, но, в действительности, это не представляет никакой опасности. По крайней мере, не известны случаи причинения какого-либа вреда крещаемым младенцам.
Троекратное погружение в воду совершается со словами призываения Святой Троицы: Во имя Отца. Аминь! И Сына. Аминь! И Святого Духа. Аминь!
Если крещаемый лицо мужского пола, то после троекратного погружения священник передает его крестному отцу. Если же это лицо женского пола, то ее принимает крестная мама. Именно по этому крестные родители называются еще восприемниками. Они принимают или воспринимают от крещаемого от крещальной купели. Соответственно до момента крещения девочку держит крестный папа, а мальчика - крестная мама.
После крещения священник вручает крещаемому белые одежды - символ небесной чистоты, и нательный Крест - символ победы над злом и единства со Христом. Затем над крещаемым совершается еще одно великое Таинство - дарование Святого Духа через помазание всех частей тела святым миром. При этом священник многократно произносит: "Печать дара Духа Святого. Аминь!". Тем самым человек получает от Бога особые небесные дары и силы, необходимые ему в жизни. За миропомазанием следует еще один древний обряд - обхождение вокруг крещеальной купели с пением христианского гимна первых веков: "Все во Христа крестившиеся во Христа облечены". Заканчивается чин Крещения чтением отрывка из послания Апостола Павла, чтением Евангелия и обрядом пострижения волос.
В древности волосы символическое пострижение волос служило клятвенным подтверждением верности. В Крещении это еще один знак верности Христу.
В ближайшее после Крещения воскресенье младенца необходимо причастить. С этой целью в храм приходит мать и отец ребенка и, по возможности, крестные родители. Над ребенком и матерью совершается чин воцерковления - к христианской общине присоединяется новый христианин - крещеный ребенок, и после родов и положенных сорока дней очищения в общину возвращается мать ребенка. В причащении - реальном соединении человека со Христом, актуализируются дары, полученые человеком в Крещении. Для душевного, духовного и телесного здоровья малыша необходимо как можно чаще его причащать. До 3 лет дети причащаются не натощак.
Обычно Крещение над младенцем совершается по истечении сорока дней после рождения. Хотя, часто, родители просят совершить крещение и раньше этого срока, что, в принципе, вполне допустимо. Единственное обстоятельство, которое нужно знать: при крещении до сорокового дня при совершении Таинства не может присутствовать мать ребенка. Не желательно откладывать крещение ребенка на долгие месяцы или годы. Некрещеный младенец остается незащищенным Божественной благодатью и силой.
священник Георгий Рой, настоятель Свято-Борисо-Глебского храма д. Накрышки, преподаватель Минской Духовной Академии, кандидат богословия

__________________________

Изображение пользователя htota.

Дзякуй за інфармацыю

Дзякуй за інфармацыю.

Изображение пользователя свяшчэннік Георгій.

Гэта і

Гэта і прыблізна не ўсе, што можна было сказаць на гэтую тэму. Так мовіць, на мой погляд галоўнае. Калі будуць пытанні, звяртайцеся.

Изображение пользователя Gorynych.

апшипка в названии

сабж


__________________________

(c) Gorynych

Internet Map Rambler's Top100 Rating All.BY Yandex cite