
МОЛОЧНЫЕ РЕКИ И КОЛБАСНЫЕ БЕРЕГА
На II Всебелорусском народном собрании Александр Лукашенко заявил: "Несмотря на то, что три последних года были неурожайными, страшными для сельского хозяйства, в Беларуси сохранился высокий уровень производства и потребления мяса, молока, яиц и картофеля на душу населения, гораздо выше, чем в России, Литве, Латвии и Украине". Как оказалось, мяса на душу населения мы производим 59 кг, Литва - 54, Россия - 30, Украина - 34, Литва - 25. Хорошо там, где мы есть, если кто-то еще сомневается.
ЛУКАВАЯ СТАТИСТИКА
Мы просто залиты молоком и усыпаны яйцами. Молока Беларусь производит полтонны на душу населения, Литва - 477, Латвия - 326, Украина - 268, Россия - 221. И едим мы, как оказалось, больше всех: мяса и мясопродуктов - около 60 кг, Литва - 45, Казахстан - 44, Россия - 41. Потребление молока и молочных продуктов в Беларуси составляет 310 кг, в Латвии - 288, Литве - 200, Казахстане - 211.
К цифрам нужно относиться с уважением, тем более если они позволяют ощутить такой редкий прилив гордости за процветание родной страны. Но все же будем снисходительны к соседям и попытаемся оценить их успехи. Они, конечно, не такие выдающиеся, как наши, учитывая, к примеру, "проблематичное положение литовского сельского хозяйства". И все же.
Литва не импортирует сегодня ни молочных, ни мясных продуктов, поскольку молока в стране производится на 60% больше, чем требует внутренний рынок, а производство мяса на 30% превышает его же потребности. В успешной Беларуси, как ни странно, производство молока в прошлом году сократилось примерно на 6%, мясоперерабатывающей отраслью страны в прошлом году переработано около 86% скота к уровню 1999г. 12 молочных заводов страны по официальной статистике убыточны, тогда как 18 литовских заводов получили европейские сертификаты качества, которые позволяют им экспортировать продукцию в любую страну мира.
Что касается Казахстана, то одним из стратегических направлений программы развития сельского хозяйства, принятой еще несколько лет назад, определено завершение приватизации и создание условий для появления настоящего собственника. За годы реформ в Казахстане появилось более 100 тыс. крестьянских и фермерских хозяйств. "К сельским труженикам Казахстана пришло осознание того, что их будущее не в реанимации колхозно-совхозного строя, а в возрождении сельхозпроизводства на новой основе", - заявил в интервью "БГ" еще в 1999г. советник по экономическим вопросам Посольства Казахстана в Беларуси Игорь Пасько.
Но вернемся к нашим успехам. Если еще совсем недавно чиновники отметали всякие разговоры о российской молочной и колбасной агрессии, то сегодня "это уже не может не беспокоить".
"...У нас появляется все больше и больше красочно упакованных изделий российских мясокомбинатов и молочных заводов. Цены на них сопоставимы с белорусскими. И хотя удельный вес ввозимых в страну продуктов, реализуемых в общем объеме на внутреннем рынке, не превышает пока 4%, это уже не может не беспокоить" (П.Бутин, замминистра сельского хозяйства и продовольствия, "Белорусская нива", 29.05.2001г.).
Не подвергая сомнению утверждение о том, что мы больше всех едим мяса и мясопродуктов, все же зададим вопрос: чего все-таки больше - натурального мяса или гороховых колбас и субпродуктов? Кстати, именно по этим позициям, а еще по макаронам, мы намного превышаем нормы потребления, заложенные в потребительском бюджете.
ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ КОЛБАСЫ
Сегодня в Беларуси переработкой мяса занимаются 26 крупных мясокомбинатов и 450 предприятий различных форм собственности. Рентабельность по отрасли колеблется в пределах 8-9%. В прошлом году мощности молочных заводов по производству твердых сыров использовались на 80%, цельномолочной продукции - на 56%, животного масла - на 47%, сухого обезжиренного молока - на 37%, молочных консервов - на 57%. Рентабельность предприятий в прошлом году составила всего 3,3%.
Главную причину положения, которое сложилось в мясной и молочной переработке, чиновники Минсельхозпрода видят в "децентрализации" производства, которая приводит к "неоправданным дополнительным капитальным затратам, нерациональному использованию сырьевых ресурсов, увеличению издержек, снижению доходности".
Под "децентрализацией", очевидно, понимается существование негосударственных цехов и предприятий по переработке мяса и молока, которые, по выражению одного из частных переработчиков, сегодня "пытаются прижать к ногтю либо вообще закрыть".
Столичный цех ООО "Дедвейт" (Минск) два года занимался производством колбасных изделий, а в марте был лишен лицензии. Предприятие уже направило несколько обращений в адрес Минсельхозпрода, где сообщает, что "все недостатки, вскрытые проверкой комиссией Минсельхозпрода, устранены полностью", и просит провести повторную проверку, однако ответа нет.
Причина аннулирования лицензии, как полагают специалисты фирмы, не только в недостатках работы цеха, но и в том, что сегодня "частные цеха составляют конкуренцию государственным предприятиям". Поголовье скота за 10 лет сократилось практически в 2 раза, мяса не хватает, мощности комбинатов, которые когда-то обеспечивали продукцией не только внутренний рынок, но и соседние страны, не загружены. По некоторым данным, сегодня отдельные комбинаты Брестской области вынуждены закупать свинину и шпик в Польше, которые даже после прохождения таможни получаются дешевле белорусских.
А частный переработчик готов сегодня и цену предложить большую, чем мясокомбинат, и рассчитаться сразу, в отличие задавленного отсутствием оборотных средств госпредприятия.
"Мы попытались один месяц делать сосиски с манкой, - рассказывает директор колбасного цеха "Заозерное" Поставского района Владислав Лапушинский, - но потом отказались. Мы не хотим делать некачественные изделия".
"Предельные цены на мясо настолько низкие, что мы не укладываемся в себестоимость, - говорит Лапушинский. - Мы покупаем мясо по 1.500 рублей за кг, а продавать должны по 1.300, поэтому сегодня мы практически прекратили торговлю мясом. А недавно солидный витебский торг просил: "Дайте мяса!.." И все это якобы забота о наших гражданах, чтобы они могли купить мясо по низким ценам, но все получается наоборот, мяса на прилавках нет".
И государственные, и частные переработчики говорят о высоком качестве белорусских колбасных изделий, которые по некоторым позициям даже лучше российских. Специалисты ООО "Автоном", официального представителя Черкизовского мясокомбината в Беларуси, полагают, что недостаток наших колбас лишь в маленьких сроках реализации. Белорусские переработчики из-за отсутствия оборотных средств не могут делать оболочку, которая позволяла бы увеличить сроки реализации.
Ну а главное, что отмечают все, - упал спрос даже на самые дешевые колбасные изделия: "Народ обеднел, основная масса не может купить даже
200 г колбасы..."
__________________________
Жестокость законов препятствует их соблюдению