Древнейший период истории Накрышского края и прихода Свято-Борисо-Глебского храма.

Деревня Накрышки и те селения, которые составляют приход Накрышской Свято-Борисо-Глебской церкви, находятся на земле, овеянной легендами седой древности. О минувшем напоминает многое: поросшие мхом доисторические курганы и дюны «Неманского моря», древний храм и колокольня, остатки панского парка и старинных построек, народные легенды и рассказы старожил. Увы, многое здесь уже безвозвратно утеряно, но, несмотря на все исторические потрясения, сохранились еще те нити, которые могут привести нас к разгадкам многих тайн и ответам на многие вопросы.

Доисторическое прошлое.

Веси, входящие в приход Накрышской Свято-Борисо-Глебской церкви, расположены на берегу Немана и на окраине огромного лесного массива – Липичанской пущи.

Вся эта территория некогда была дном «Неманского моря», возникшего в результате таяния ледников. Геологи утверждают, что в период отступления ледника талая вода заполнила Верхненеманскую долину и низовья Щары. Появилось огромное «Неманское море», воды которого первоначально стекали на Юг, на Полесье, а позже, когда в районе теперешнего Гродно была размыта мареновая гряда, они вытекли в Балтийское море. Произошло это между 17-м и 10-м столетиями до нашей эры. Так появился Неман.
Дно огромного водоема устилали принесенные водой белые и желтые пески. Ветер перемещал их из одного места в другое, создавая характерные гряды, которые получили название «дюны». С течением времени, когда климат стал более влажным и теплым, появились условия для быстрого развития растительности. Вся долина и дюны заросли густым лесом, тем самым остановив их возникновение и движение.

В принеманских лесах до сих пор видны дюны – своеобразные памятники геологического прошлого. Около д. Демьяновцы (относится к приходу Накрышской Борисо-Глебской церкви) особенно бросается в глаза очень длинная дюна высотой 10-12 метров. Она вытянута с северо-запада на юго-восток. Это значит, что ветры, которые ее насыпали, дули с юго-запада. Об этом свидетельствует и то, что подветренный склон более пологий, а северо-западный – обрывистый.
Шло время. На песках и дюнах разрослись сосновые леса, а заболоченные и низкие места покрылись олешником, березой и лозняком. Так и появилась Липичанская пуща - царство зубров и туров. И вместе с тем появились прекрасные условия для охоты, а значит и для жизни первобытного человека.1
Нет точных сведений о начале заселения этих территорий, но последние историко-археологические исследования вносят некоторую ясность.

Заселению этих территорий способствовал Неман. Известно, что древние люди селились на берегах рек. Реки давали пропитание и были водными дорогами. Кроме этого, Неман с самых древнейших времен был важным торговым путем древнего мира. Кронон (Неман) был хорошо известен еще древним египтянам, грекам и римлянам. Из Прибалтики по Неману в культурные центры древнего мира доставлялось «окаменевшее солнце» - янтарь. Балтийский янтарь украшал, например, корону египетского фараона Тутанхамона. Янтарем было инкрустировано личное оружие микено-критских царей, изделия из янтаря найдены в Месопотамии. Янтарь ценили выше камней и металлов. В начале нашей эры за янтарь финикийские купцы давали 120 мечей и 60 кинжалов. Достаточно было совершить одно рискованное путешествие за янтарем и обеспечить себе богатство на всю жизнь. За контроль над Неманом - Янтарным путем, всегда шла борьба. В свою очередь и купцы с Востока оказывали определенное культурное и цивилизационное влияние на принеманские племена, доставляя сюда бронзу, железо, золото. От берегов Немана шло постепенное освоение близлежащих земель.

Курганы

Интересные сведения дает археология. В 1955 году на западной окраине деревни Корытница (этот населенный пункт входит в состав Накрышского прихода и находится примерно в 1км. от Немана) был найден курганный могильник второй половины I первого тысячелетия до нашей эры. Этот могильник относится к так называемой балтской культуре штриховой керамики.2
Еще в 19 веке в 300 м. на восток от д. Демьяновцы возле дороги, ведущей в Корытницу, был найден древний могильник, состоящий из 30 курганов3. Эти курганы представляют собой могильник дреговичей 11-13 столетия4. На запад от д. Демьяновцы в направлении д. Шершни на 350 м2 размещены еще 7 курганов. Их диаметр составляет 12-17 м., а высота 1,8 м. В 1 км. к северу от деревни также находятся 4 длинных кургана. Эти курганы представляют собой остатки славянских городищ 6-8 веков и 15-16 веков5. В деревне Дубровка (прим.3 км. от Немана и 5 км. от Накрышек) на северной окраине деревни находятся 3 полусферических кургана6.
Разные племена и народы оставляли на этой земле многочисленные следы своего пребывание. Все это свидетельствует о том, что люди здесь непрерывно жили на протяжении двух с половиной тысячелетий. Известные нам народы появляются здесь примерно в 5 начале 6 века. В это время басейн Немана был заселен западными балтами. С 6 веке сюда приходят славяне и начинается многовековой процесс ассимиляции балтов славянами. В 10 веке по этой территории проходила граница между балтами и Киевской Русью7.

С 10 века начинается активная колонизация славянами Понемонья. К этому времени относятся найденные вблизи от деревни Накрышки (в сторону д. Романовичи) следы сельского поселения: остатки городища и фрагменты глиняной посуды X-XIII столетий8. Это позволяет предположить, что примерно с 10 века и до сего дня на территории, где теперь располагается д. Накрышки, существовало поселение.

Курганы периода бронзового века находятся возле д. Латыши. Курганы более позднего времени сохранились возле д. Колпинские, д. Романовичи, д. Хвиневичи, д. Дубровка

Когда появились Накрышки и что значит это название?

Происхождение названия Накрышки9 (Nakryszki, Nahryszki – польск.) вероятнее всего берет свое начало от белорусского слова “крыж” - крест. Если это предположение принять за основу, то возможны два варианта истолкования: “крыж” как символ христианской веры; и “крыж” в смысле топографического обозначения перекрестка (белорусское “перакрыжаванне”). Более вероятным кажется первое прдположение. По своему положению, Накрышки находятся и находились, скорее на окраине, чем на перекрестке. Если в основе названия лежит слово “крыж” в его религиозном понимании, то в этом можно видеть некоторую предысторию Накрышского храма. Обращает на себя внимание и то обстоятельство, что Накрышский храм изначально носил имя святых мучеников Бориса и Глеба. Культ этих святых был широко распространен в Понемонье и относится к доуниатскому периоду истории нашей церкви. Древние Борисо-Глебские храмы есть в Новогрудке и Гродно. Исходя из самого названия храма, вполне можно предположить, что церковь в Накрышках появилась еще в доуниатский период истории, т.е. до 1596 года. Это предположение косвенно подтверждается и данным клировых ведомостей Накрышской церкви. Согласно этим документам, в Накрышках с западной стороны нынешнего каменного храма стояла старинная деревянная церковь10. Пока не представляется возможным установить точную дату ее постройки. Первая известная метрическая книга Накрышской церкви датируется 1788 годом11.

Современный каменный храм был построен в 1821 году. После его постройки старинная деревянная церковь была разобрана. Франциска Стравинская намеревалась в новом каменном храме устроить костел, и, соответственно, перевести всех своих крестьян в католическую веру. Современный храм в Накрышках сохранил типичные для костелов черты интерьера. Но этим намерениям помещицы не суждено было исполниться. Крестьяне воспротивились этому. В итоге, богослужения в новом храме стали совершаться все же по восточно-христианскому обряду.

Первые письменные сведения о Накрышках относятся к концу 17 столетия. На сегодняшний день самое раннее известное упоминание Накрышек в письменных источниках мы находим в книгах Литовской метрики за 1690 год. В списке шляхты Новогрудского воеводства значится имя Яна Станислава Юревича (Jan Stanislaw Jurewicz), мечника12 полоцкого из фольварка Нахрышки (в документе Nahryszki)13.

В 1744 году фольварк Накрышки значится в списке Виленской римо-католической диоцезиии и относится к Дятловской католической парафии14.
Дальнейшая история Накрышек вплоть до 1939 года связана с фамилией литовского шляхетского рода Стравинских15. Предположительно в самом начале 18 столетия, вероятно после смерти Яна Юревича (+1702г.)16 , Стравинские приобрели имения Накрышки и Мировщина17 , с относящимися к имениям обширными землями.

Иерей Георгий Рой, преподаватель Минской Духовной Академии, настоятель Свято-Борисо-Глебского храма д. Накрышки

Ссылки:
1. Петрыкевіч М. Ф. Ліпічанская пуща.//Памяць. Гісторыка-дакументальная хроніка Дзятлаўскага раёна. Мінск, 1997. С.367 (вверх)
2. Краўцэвіч А.К. Стварэнне Вялікага Княства Літоўскага Режим доступа: http://www.pawet.net/library/history/bel_history/kraucewicz Дата доступа: 15.03.2010 (вверх)
3. Краткие сообщения о докладах и полевых исследованиях Института истории материальной культуры, выпуски 71–77. Академия наук СССР. Институт истории материальной культуры. 1958, С. 58 (вверх)
4. Лысенко с. 183 (вверх)
5. Зверуго, с. 96 (вверх)
6. Труды. Прибалтийская объединенная комплексная экспедиция, Х. Моора. 1959. Т. 1, С. 252 (вверх)
7. Зверуго Я.Г. Верхнее Понеманье в ІХ-ХІІІ вв. Мн., 1989. С. 15. (вверх)
8. Куза А.В. Древнерусские городища X-XIII вв. Свод археологических памятников. М., 1996. С.91 Гуревич Ф.Д. Древности белорусского Понеманья. Л. 1962. С. 170 (вверх)
9. В исследовании «Литовской метрики» А. Рахуба и Х. Лулевич, упоминая Накрышки (в документе Nahryszki), приводят еще два варианта наименования: Nakryszki и Naliczyszki. Особый интерес вызывает второй вариант - Naliczyszki. Трудно понять, откуда исследователи взяли это название. В самой метрике встречается только Nahryszki. Nakryszki - устоявшееся наименование, известное из всех последующих документов и письменных источников. Откуда могло появиться название Naliczyszki? Возможно, это параллельное славянскому литовское название поселения, или же само название Накрышки есть результат славянизации изначально литовского названия Наличишки. В Дятловском районе есть целый ряд названий населенных пунктов, имеющих прямое происхождение литовского языка. (Metryka litewska: rejestry podymnego Wielkiego Ksiestwa Litewskego, Wojewodstwa nowogrodzkie 1690r. Neriton, 2002. S.148 Составители: Andrzej Rachuba, Henryk Lulewicz) (вверх)
10. Архив Накрышской Свято-Борисо-Глебской церкви. Клировая вдомость за 1898 год. (вверх)
11. Архив Накрышской Свято-Борисо-Глебской церкви. Клировая ведомость за 1905 год. (вверх)
12. Мечником (Ensifer, Gladifer, Armiger, Miecznik) называлось должностное лицо в старой Польше, в обязанности которого входило носить перед королем меч, знак монаршей власти. Мечники коронный и литовский были постоянными чиновниками по войсковому судопроизводству; мечники земские исполняли свою почетную службу лишь когда король находился в их землях. (вверх)
13. Metryka litewska: rejestry podymnego Wielkiego Ksiestwa Litewskego, Wojewodstwa nowogrodzkie 1690r. Neriton, 2002. S.148 Составители: Andrzej Rachuba, Henryk Lulewicz (вверх)
14. Режим доступа: http://www.mem.net.pl/stg/diecezjawilenska1744p.htm Дата доступа: 20.02.2010 (вверх)
15. Roman Aftanazy. Dzieje rezydencji na dawnych kresach Rzeczypospolitej: (v. 5-11): Ziemie ruskie korony. Т.2, С.272 (вверх)
16. Metryka litewska: rejestry podymnego Wielkiego Ksiestwa Litewskego, Wojewodstwa nowogrodzkie 1690r. Neriton, 2002. S.128 Составители: Andrzej Rachuba, Henryk Lulewicz (вверх)
17. По данным “Литовской метрики” в конце 17 века, начале 18 века, Мировщиной владел Михал Станислав Юранд Маковецкий (Michal Stanislaw Jurand Makowiecki +2.10.1706). (Metryka litewska: rejestry podymnego Wielkiego Ksiestwa Litewskego, Wojewodstwa nowogrodzkie 1690r. Neriton, 2002. S.128 Составители: Andrzej Rachuba, Henryk Lulewicz) (вверх)

Yandex cite